Пранаяма — управление жизненной энергией

fresh air

Пранаяма — управление жизненной энергией

Почтительное отношение к своему телу – это асана.

Почтительное отношение к своему дыханию – это пранаяма.

(Шри Шри Рави Шанкар) 

Праная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади (энергетических каналов) от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. (определение Wikipedia)

В этом определении  мы встречаемся с понятиями «дыхание» и «прана». В данной статье мы последовательно рассмотрим оба понятия.

Важность такого физиологического процесса для организма как дыхание сложно переоценить. Каждая клетка тела нуждается в кислороде, а соответственно в  дыхании. Более того организм нуждается в сбалансированном, равномерном дыхании, в котором одинаково важно количество и кислорода и углекислого газа. Дыхание весьма сложный процесс, в котором задействованы многие системы организма:

  • дыхательная система, включающая в себя воздуховодные пути, гортань, трахею, альвеолы, бронхи, легкие;
    сердечно-сосудистая система, обеспечивающая движение кислорода и углекислого газа по большому и малому кругу кровообращения;
  • дыхательная мускулатура, включающая межреберные мышцы, мышцы живота и диафрагму.
    В зависимости от того, как работает дыхательная мускулатура, выделяют пять видов  дыхания (физиологически):
  • расширяющее грудное дыхание, ограничивающее грудное дыхание, парадоксальное дыхание, диафрагмально-брюшное дыхание и диафрагмально-грудное дыхание.

В йоге принято говорить о четырех видах дыхания: брюшном, среднем и верхнем и объединяющем их в одно полное йогическое дыхание.

«Работа, которую выполняет дыхательная мускулатура, чтобы обеспечить дыхание, гораздо сложнее той, которую производят мышцы, приводящие сустав в движение вокруг оси (или осей)». (Д. Коултер , «Анатомия хатха-йоги», М. ТД «Постум», 2016, стр. 72.)

«Обычно дыхание находится на самой границе осознания, но намерение и волевое управление позволяют нам контролировать этот процесс». (Д. Коултер , «Анатомия хатха-йоги», М. ТД «Постум», 2016, стр. 64.) В большинстве случаев мы дышим автоматически, позволяя сигналам от внутренних органов, регулировать частоту и глубину дыхания. Йоги же во многих случаях способны контролировать этот процесс. В йоге дыхательные упражнения, связанные с продолжительностью вдоха, выдоха, задержкой дыхания,  выполняются сознательно и служат достижению определенных целей. Поскольку дыхание и работа соматической и автономной частей нервной системы взаимосвязаны, наше здоровье и психическое состояние напрямую зависят от правильности и осознанности выполнения дыхательных упражнений. Различные типы дыхания влияют на состояние человека по-разному. Это можно наблюдать в процессе практики. Также правильность выполнения асан напрямую зависит от применения правильной техники дыхания.

Йога говорит о том, что наше дыхание является связующим звеном между сознанием и телом человека, и контроль дыхания поможет контролировать любой аспект нашей жизни, что является конечной целью практики. Но учитывая все вышесказанное,  необходимо отнестись к практике пранаямы (контролируемого дыхания) с пониманием и осторожностью, избегая чрезмерного усердия. Классические тексты по хатха-йоге содержат предостережения на сей счет. «Типичный пример такого предостережения можно найти в 15 шлоке 2-ой главы «Хатха-Йога Прадипики»: «Контроль над праной достигается в результате постепенной практики — подобно тому как вы добиваетесь послушания львов, слонов и тигров. В противном случае практикующий разрушает свое тело.» (Д. Коултер , «Анатомия хатха-йоги», М. ТД «Постум», 2016, стр.64.) Так, например, гипервентиляция легких, связанная с  вымыванием углекислого газа из артериальной крови,  может вызвать у человека недомогание, слабость, раздражительность.  Однако практика пранаямы безопасна в том случае, если ее проводить «систематично после получения подробного знания о ее науке и технике» (Св. Шивананда, «Золотая книга йоги»,  М., «Северная столица М», 2004, стр. 96)

Что же такое прана и какова ее связь с дыханием?

Существует огромное количество определений. Вот некоторые из них, описывающие лишь некоторые аспекты этого понятия.

«Прана – это универсальный принцип энергии и силы». (Св. Шивананада)

«Прана (жизненный ветер) в теле человека является частью дыхания Вселенной. Все является проявлением праны – от мысли, до самой грубой физической силы» (Св. Вишнудевананда).

«Прана есть энергия пропитывающая Вселенную на всех уровнях. Это первоисточник любой активности. Это – энергия, которая созидает, защищает и разрушает. Сила, энергия, жизненная сила, жизнь и дух – все это формы праны» (Б.К.С. Айенгар).

Теперь вернемся  к вопросу, что же такое пранаяма.  Слово «аяма», означающее «растяжение», «расширение», описывает воздействие пранаямы. А прана – это то, что есть повсюду, нечто, постоянно текущее из некоторого внутреннего источника, нечто, наполняющее нас и поддерживающее в нас жизнь, если мы говорим о пране применительно к человеку. «Знание праны и умение ее управлять называется пранаямой. Наше физическое и психическое состояние тесно связаны с пребывающем в нашем организме количеством праны. Так «больной или беспокойный человек распыляет прану вовне, потому что в его теле есть зажимы, сдерживающие ее течение, а спокойный и здоровый человек удерживает внутри тела больше праны» (Т.К.В. Дешикачар «Сердце йоги», М., София, 2017, стр. 85).

Дыхание – одно из многих упражнений, с помощью которого мы достигаем настоящей пранаямы. Регулируя физическое дыхание, мы управляем этой силой. «Дыхание – это один из источников праны, и самое грубое проявление праны в человеческом теле – это движение легких.». (Св. Вишнудевананда «Йога. Полное и иллюстрированное руководство», София, 2018, стр. 174-175.) Очень ярко и символически на основе легенды о нектаре бессмертия описал процесс, происходящий в человеческом теле во время пранаямы Б.К.С. Айенгар в своей книге «Йога-сутры Патанджали. Прояснение» в главе, касающейся этой практики.

С помощью управления праной в собственном теле человек может разбудить в себе дремлющие духовные силы, подтолкнуть свой ум к работе на более высоких уровнях, на уровне сверхсознания. Практика пранаямы позволяет повысить способность к концентрации, уровень энергии, увеличить силу воли и развить умение владеть собой.

Пранаяма может практиковаться с первых дней открытия человеком йоги, но заниматься ею можно ТОЛЬКО под руководством хорошего учителя, который может объяснить суть всех составляющих частей пранаямы (вдоха, выдоха и задержки дыхания в правильной пропорции и качестве), и внимательно следит за физическим состоянием ученика, упорядоченностью его действий в каждодневной практике.

Учитывая все вышесказанное сосредоточим теперь внимание на некоторых других дополнительных шагах, которые помогут сделать практику осознанной и приносящей максимальную пользу.

  • освоение практики дыхания животом (поможет подготовиться к выполнению дыхательных упражнений);
  • внутренняя глубокая мотивация – это то, что является основной движущей силой в овладении любым навыком и знанием;
  • изучение первоисточников (один из них – Йога-сутры Патанджали, часть 2, сутры 49-51 и их толкование признанными мастерами йоги);
  • практика концентрации и осознанности (т.к. пранаяма предполагает наблюдение за изменением дыхания, а также контролирование вдоха, выдоха и задержки);
  • регулярность практики (лучше меньше по продолжительности, но каждый день, чем долго, но с большими перерывами);
  • умеренная диета.

Главное, что следует помнить, это то, что «практика пранаямы всегда должна опираться на идеальное различение, т.е. на возрастание легкости и покоя и отсутствие дискомфорта  в любом шаге» ( Э. Кришнамачарья « Йога Патанджали», М., Амрита-Русь, 2017, стр.50).

Даже самый длинный путь начинается с первого шага.

Список используемой литературы:

  1. Св. Шивананда, «Золотая книга йоги», М. ТИД «Северная столица М», 2004.
  2. Д.Коултер, «Анатомия хатка-йоги», М., ИД «Постум», 2016.
  3. Св. Сатьянанда Сарасвати, «Древние тантрические техники йоги и крийи», Н.Новгород, «Деком», 2013, том 1.
  4. Св. Вишнудэвананда, «Йога. Полное иллюстрированное руководство», М. «София», 2018.
  5. Т.К.В. Дешикачар «Сердце йоги», М., София, 2017.
  6. Э. Кришнамачарья « Йога Патанджали», М., Амрита-Русь, 2017.
  7. Автор изображения: Dino Reichmuth

Автор статьи: Екатерина Валаханович, ученица курса учителей йоги RYT 200, 2019

No Comments

Post a Comment