Шауча — чистота внешняя и внутренняя

чистота

Шауча — чистота внешняя и внутренняя

В Йога-Сутрах Патанджали второй ступенью йоги является Нияма — свод правил поведения практикующего йогу, без соблюдения которого переход к следующим ступеням может оказаться безрезультатным и бессмысленным. Шауча, первая из ниям, предписывает йогину соблюдать чистоту. Причем шауча имеет как внутренний так и внешний аспекты. Речь о шауче идет в шлоке 2.40. В комметрариях Дешикачара она объясняется следующим образом: «Когда возрастает чистота, становится видно, что нужно постоянно поддерживать в чистоте, а что никогда не пачкается. То, что разрушается, — это внешнее. То, что не разрушается, находится глубоко внутри нас».

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слова чистота? Наверняка это некие образы, связанные с внешними характеристиками человека или пространства. И это от части верный ход мысли, однако не раскрывающий понятие чистоты полностью.

Безусловно, все с чем мы ежедневно сталкиваемся в повседневной жизни оставляет на нас определенный след, порой незначительный, а порой довольно явный, но в любом случае каждое взаимодействие с внешним во многом формирует наше сознание, так как принимая принцип кармы, за любой причиной идет следствие. Порой влияние извне может быть настолько мощным, настолько навязчивым и быстрым, что полностью замещает собой сознание человека. Это проблема особенно актуальна для нас, западных городских людей, живущих в бесконечном потоке информации, в котором довольно трудно не потерять себя, если не следить за содержанием своего ума — тем, в каком состоянии он пребывает и чем наполнен.

Физическое состояние человека очень тесно связано с его эмоциональным состоянием, душевным покоем либо наоборот возбуждением и тревожностью.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому соблюдая чистоту тела, относясь к нему с уважением и любовью, стремясь к поддержанию здоровья мы благотворно влияем на состояние нашего ума, на мышление и свой взгляд на себя и на мир в целом, ровно как и наоборот — сбалансированное питание, уравновешенное психическое состояние, отсутсвие хронической тревожности и благотворно влияет на физические тело человека, способствует накоплению энергии и укреплению здоровья.

Исходя из этого, мы понимаем, что чистота в широком понимании вовсе не о внешнем виде.

Давайте рассмотрим шаучу не только на уровне тела и его окружения, но также на уровне речи и ума.

Чистоту на уровне тела можно рассмотреть со стороны состояния, в котором мы его содержим, что питает и помогает ему насыщаться жизненными силами, и какие действия и с каким намерением мы совершаем, причем последнее плавно перетекает в работу с умом.

Начнем по-порядку: вопрос о том, в каком виде мы сохраняем наше тело, что такое внешняя чистота человека и окружающего его пространства, довольно понятен.

Тут не стоит путать чистоту с красотой, исключительно эстетической категорией, ведь в практике йоги мы стремимся заменить привычное чувственное восприятие на совершенно иную форму понимания. Тело не обязательно украшать, обременяя лишней тяжестью, его стоит приводить в наиболее легкое состояние, причём как снаружи так и внутри. Внутреннюю легкость нам помогает сохранять правильное сбалансированное питание и очистительные техники.

2018-03-19 16.45.42Тема еды с точки зрения йоги очень обширна и уместить ее в один абзац невозможно. Можно строить свой рацион и режим питания в соответствия с принципами ямы и ниямы в целом, соблюдая ненасилие, честность, чувство меры, в каком-то смысле дисциплину и и.д. Рассматривая питание со стороны чистоты, самое важное то, что еда должна насыщать энергией, а не забирать ее или загрязнять тело. Пища должна в каком-то смысле лечить человеческое тело, а не создавать новые предпосылки для болезни. Лечить от голода, лечить от усталости. Сбалансированное питание — это основа здоровья тела. Подходить к формированию своего рациона и режима питания нужно ответственно. Важен не только сам продукт, но и то, как, где и кем он был приготовлен. Также важен сам процесс поглощения пищи, который также должен быть чистым, в том смысле, что лучше всего во время еды не заниматься другими делами, такими, как просмотр телевизора, листание ленты соцсетей в смартфоне и даже чтение и разговор.

Основные очистительные техники, которые предлагает нам йога для поддержания чистоты тела  — это асана, которая является третьей ступеней в системе Патанджали, и пранаяма, что является четвертой. Это очень мощные инструменты, способные благотворно влиять на состояние внутренних органов человека, его опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом, однако только при условии соблюдения ямы и ниямы практика асаны и пранаямы будет также способствовать очищению ума и подготовке к дельнейшему развитию, иначе их практика может лишь раздувать эго практикующего, наоборот загрязняя его сознание непониманием своей сути.

Мы видим, что в системе Патанджали все очень связано, несмотря на «ступенчатость», первое влияет на второе, второе на третье, а третье снова на первое и т.д. Этические принципы связаны с формой практики асан, практика асан с дыханием, дыхание с нашим эмоциональным состоянием, эмоции на желания или их отсутствие, а это вновь влияет на практику асан. Чистота должна быть во всем, она должна стать частью жизни и постепенно укореняться в ней все глубже.

photo_2019-03-01 14.48.32Что касается чистоты окружающего нас пространства, то здесь мы должны воспринимать его не только как свою комнату, квартиру, рабочее место в офисе и т.д. Мы должны стремиться принять Землю как родной дом и в меру своих возможностей поддерживать чистоту этого пространства. Любому западному человеку не было бы во вред пересмотреть свое отношение к окружающей среде, постараться осознать, какое невероятное количество мусора мы оставляем после себя и постараться предпринять меры по уменьшению его количества.

Для кого-то возможно это может сдать действительно трудным шагом, однако это очень важный аспект понимания чистоты — чистота нас не важнее чистоты окружающего нас. Мы равны. И если ниша Земля дарит нам так много возможностей, то постараться не навредить ей — меньшее, что мы можем сделать.

Это осознанность. Она сопровождает нас в практике всех ступеней йоги и помогает практиковать нам качественнее и глубже.

Действия, которые мы совершаем благодаря нашему телу, также должны быть наполнены осознанностью. Именно это и делает их чистыми. Любое дело нам стоит стараться выполнять с чистым и искренним намерением, с максимальной концентрацией и сосредоточенностью на нем. И это бесконечно трудно и если вдуматься, даже немыслимо. Ведь наш ум так рассеян. Мы постоянно отвлекаемся на непрекращающийся поток мыслей, мы отвлекаемся с одного дела на другое, мы делаем несколько дел одновременно, мы говорим, не понимая зачем и почему, мы злословим, сплетничаем. И все это лишает нас чистоты.

Мы часто забываем о том, насколько весомо и важно то, что мы говорим, насколько это влияет на наше сознание и нашу жизнь и на жизнь окружающих нас людей. Мы забываем и пользуемся словами бездумно, бессмысленно и часто даже во вред себе и тем, кто рядом. Наша речь не должна быть источником страдания, заблуждения, загрязнения сознания или пустой растратой энергии. Шауча — это чистота которая дается лишь беспрерывным трудом, это постоянный самоанализ и самоконтроль. Практиковать чистоту на уровне речи можно начиная с отслеживания того, что мы говорим. Каждый раз, после сказанного, анализировать, что это было, зачем, с каким намерением и мотивацией это произносилось, было ли это искреннее, будь то вопрос или утверждение. Такой самоанализ очень полезен. Благодаря нему для начала мы можем увидеть и осознать масштаб имеющихся проблем речи и в дальнейшем при условии регулярной практики можем начать трансформировать имеющиеся привычки и шаблоны речевого поведения, что без преувеличения может изменить всю нашу жизнь.

Можно сказать, что речь — это связующая между телом и умом, слова — манифестация мыслей, из чего следует, что из практики чистоты в речи сама собой вытекает практика чистоты ума.

Процесс очищения ума — это постепенное укрощение таких негативных его проявлений как вожделение, гнев, ненависть, гордыня, жадность, нечестность и т.д.. В разных традициях этот список помрачений колеблется от трех до семи и даже более пунктов, однако их количество не столь важно, если понимается суть. Это основополагающий аспект нашей практики йоги, так как помимо того, что без работы с умом мы не имеем контроля над своей речью, поведением, да и по сути и вовсе над собой, без нее практика дальнейших вышестоящих ступеней йоги теряет свою актуальность. Если наш ум окутан желаниями, находится во власти эмоций, благодаря которым мы зациклены лишь на себе, мы подобны грязному зеркалу, которое не способно отразить солнечный свет, в котором свет — это знание, а грязь — все помрачения ума, скопившиеся на нашем сознании в течение жизни.

Процесс обуздания и очищения ума — самый сложный момент в соблюдении шаучи. Однако не стоит пугаться этой трудной работы. Ведь все эти негативные проявления ума, даже если это желания и их исполнения, что непривычно воспринимать как негативное, неизбежно ведут за собой страдание. А очищая шаг за шагом свой ум, мы постепенно уменьшаем боль и страдание, как ее следствие.

2018-04-25 17.18.08Состояние нашего ума — это следствие всего, что с нами происходило, что делали, говорили и думали мы, и что делали с нами, чем мы себя наполняли — и пища, и запахи, прикосновения, время на свежем воздухе, время, посвященное практике, музыка, которую слушали, кино, которое видели, книги, вся информация, поступившая к нам через все органы чувств — весь наш опыт, все явления, когда-либо соприкасавшиеся в нами. Все это формирует наше сознание, погоду в нашем уме. Поэтому постепенно начиная соблюдать чистоту ума, очень наивно ожидать быстрого результата, так как годами на нас накапливалась, как на том зеркале, пыль, и очистить ее — колоссальная работа, ведь она не перестает появляться. Это долгий процесс длинною в жизнь. Все этические предписания ямы и ниямы должны сопровождать нас на протяжение всего пути в практике йоги, однако это вовсе не значит, что ознакомившись с ними, мы сразу со следующей минуты становимся идеальными практиками и достигаем некой вершины. Практикуя сегодня, мы засеиваем семена, которые просто не могут сразу прорасти. Им нужен наш постоянный уход и подходящий момент. Помните, что как бы мы не поливали растение, как бы мы не хотели поскорее увидеть плоды, оно даст их лишь в свой плодоносный сезон. Поэтому пусть сам процесс будет в радость, даже если он сопровождается трудностями, пусть йога станет не событием недели в виде посещения группового занятия, а образом нашей жизни.

Шауча — безграничное поле для работы над собой. Принцип соблюдения чистоты может помочь развить в сознании положительное качество осознанности, которое поможет как в повседневной жизни — для более доброго отношения с окружающими людьми и миром, так и для лучшего понимания себя, своей сути, и практики дальнейших ступени йоги.

Источники:

  1. «Сердце йоги» Т.К.В. Дешикачар
  2. «Йога дипика» Б.К.С. Айенгар
  3. «Доброта, ясность и прозрение» Далай Лама XIV

 

Автор статьи и фотографий — Маргарита Добровольская, ученица Школы учителей йоги RYT200, 2019

No Comments

Post a Comment