С чего начинается йога
Разнообразны и витиеваты тропы, что приводят к выбору йогического пути. Наверняка, кто-то из практикующих обратил свое внимание к йоге, осознав преимущества занятий для физического тела: возможности для развития силы, гибкости, устойчивости к болезням. Кого-то вдохновила философия, открывшая путь осознанного духовного роста, кого-то, возможно, привлекла культура Индии или мудрость древних текстов. Так или иначе, ступив на этот путь, каждый садхака (в переводе с санскрита — человек, посвятивший себя духовной практике) задается вопросами, с чего начать и какие этапы предстоит пройти?
Свой путь — раджа-йогу, целью которого являются обуздания волнений, присущих уму — предлагает Патанджали (мудрец, математик и философ, 200-150 гг до н.э.) в классическом йогическом тексте Йога-сутры, описывающий Восьмеричный путь йоги.
Путь раджа-йоги начинается с первой ступени — этических правил, или ям (санскр.: यमः yama — «контроль»).
Ямы предлагают практику обратить взгляд вовнутрь, к собственным нравственным принципам, а на их основе проложить путь к усмирению колебаний сознания. Почему это важно? Яма заключает, что истинная этика не может исходить извне: так же, как природа доброты собаки или лошади суть их естество. Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, один из главных йогических гуру ХХ века, основатель направления «йоги Айенгара» и автор множества книг о йоге, ставших популярными в западном мире, называет яму «корнем йоги», ее «опорной колонной», в котором заложена основа преодоления эмоциональных и психологических слабостей человека. Яма универсальна и не сдерживается обстоятельствами, временем, местом или происхождением практикующего.
Впервые речь о ямах заходит в II.29 йога-сутре Патанджали. Сутра утверждает восемь составляющих йогического пути:
— ямы (нравственные предписания),
— ниямы (твёрдо установленные правила),
— асаны (устойчивые неподвижные позы),
— пранаямы (практики управления жизненной энергией через контроль дыхания),
— пратьяхара (обращение чувств к своему источнику),
— дхарана (концентрацию),
— дхьяна (медитацию) и
— самадхи (собранность ума, достигаемую в процессе медитации).
Сутры с II.30-39 раскрывают суть и последствия соблюдения всех пяти ям.
Первая яма — ахимса (санскр. अहिंसा, ahiṃsā — ненасилие) — заключает в себя принцип непричинения вреда всему живому. Патанджали говорит о том, что агрессивная природа человека ослабевает, если в его речах, поступках, помыслах утверждается ненасилие — все, находящиеся в окружении такого человека, теряют враждебность. Эта сторона ахимсы была на практике подтверждена величайшей фигурой мировой истории Махатмой Ганди, мирными методами добившегося освобождения Индии от колонизации Британской империи. Махатма называл ахимсу основой для поисков истины.
Вторая яма — сатья (санскр. सत्य, satya — правдивость) — утверждает правдивость всех помыслов, речей и поступков — всего, что исходит от практика. В современной жизни принцип сатьи отражается в честности с собой, в способности осознать и признать истинные мотивы собственных действий, в последовательности данных другим людям обещаний и их реализации — каждый из читателей, наверняка, найдет свою интерпретацию этому широкому принципу. Благодаря следованию принципу сатьи все, что произносит человек, воплощается в действительности.
Астейя (санскр. अस्तेय asteya — не присвоение чужого), утверждает третий принцип ямы. Созвучно с христианским принципом “не укради” истинная астейя выходит за внешние проявления этого принципа к его истокам — самому желанию обладать идеями, мыслями, чувствами или энергией, которая не является нашей. Принципы ямы универсальны и актуальны без привязки к какому-либо временному периоду и культуре. Так и астейю можно трактовать по-разному: опаздывая, например, мы крадем чье-то время, а потребляя вне необходимого для жизни, мы крадем у природы не принадлежащие нам ресурсы. Воздерживаясь от присвоения того, что не нам принадлежит, мы обретаем драгоценные дары, которые совсем не обязательно будут материальными, учит Патанджали в Йога-сутрах.
Четвёртая яма описывает принцип сдерживания страстей — брахмачарью (санскр. ब्रह्मचर्य, brahmacaṛya — “учение брахмана”), которая позволяет обрести знание, мощь, силу и энергию. Этот принцип, возможно, сложнее всего воспринять современному человеку, ведь полный целибат может казаться невозможным и даже отпугивать, а ценность семьи в нашей культуре очень сильна. Брахмачарью ошибочно принимать исключительно как принцип отказа от проявлений сексуальной энергии — она утверждает контроль над страстями и эмоциями, позволяющий направить энергию, в противном случае растраченную попусту, в созидательное русло.
Пятая заключительная яма — апариграха (санскр. अपरिग्रह — “нестяжательство”) — утверждает свободу от алчности, желания обладать, стремления цепляться и концентрироваться на владении, будь то материальными объектами или собственными мыслями. Апариграха открывает возможность чистоты слов, поступков, мыслей, согласно Патанджали, открывает знание прошлых и будущих жизней. Энергия должна беспрепятственно течь, иначе ее источник иссякнет. Если мы будем за неё цепляться, мы не дадим ей свободы, а, нарушая естественный ход вещей в природе, мы сами себя отравляем этой алчностью.
Кодекс ямы исходит из центра нашего существа и изливается наружу, описывая наши принципы взаимодействия с обществом. Ниямы (санскр. नियम, niyama — “правило, обет”), воздействия которых изложены Патанджали в сутрах II.40-45, обращаются к проблемам нашего внутреннего содержания, заключая в себе индивидуальные этические предписания.
Ниямы представляют вторую ступень раджа-йоги, описанного Патанджали. Ямы и ниямы взаимосвязаны в реальной жизни. При решении ежедневных нравственных дилемм чаще всего сложно выделить какой-то один принцип, дающий ключ к разгадке — принципы ямы и ниямы действуют в синергии.
Первый принцип ниямы — шауча (санскр. शौच, śauca — “чистота”) — заключает в себе чистоту тела и ума, побуждений и стремлений. Она развивает незаинтересованность в контакте с другими ради корыстных побуждений (самоудовлетворения). Только в чистоте может возникнуть осознанность, необходимая для понимания своего внутреннего я.
Вторая нияма — сантоша (санскр. संतोष saṃtoṣa — “удовлетворенность”) утверждает наполненность и удовлетворенность сознания, что даруют высшее счастье. Сантоша помогает сделать ум орудием медитации, лежит в основе медитативного состояния. Она достигается, когда мы находимся в гармонии с нашим внутренним миром.
Сантоша и шауча неразрывно связаны друг с другом. Чистый ум — гармоничный ум, гибкий и способный адаптироваться к мелким житейским неприятностям. Сила, сознание и энергия в гармоничном состоянии и балансе помогают воспринимать сложности как то, что ведёт нас к развитию, а не останавливает на пути. Благодаря очищению от конфликтов и дисгармонии в нашем окружении мы чувствуем удовлетворенность — шауча помогает формировать сантошу. Очищение формирует нужную гибкость, спокойствие и жизнерадостность для погружения в себя и своё предназначение.
Третья нияма — тапас (санскр. तपस्, tapas — “строгость”) — самодисциплина, сжигающая любое загрязнение, ведущая к совершенству тело, ум и душу, позволяя человеку реализовать свою миссию. Тапас выражается в постоянной практике, осуществляемой со страстью, рвением, преданностью.
Четвёртый аспект ниямы — свадхьяйя (санскр. स्वाध्याय, svādhyāya — “изучение себя”) — фиксирует самопознание, саморазвитие, в традиционном смысле состоящее в изучении священных текстов и мантр для постижения божественной природы и сути вселенной.
Последний заключительный аспект ниямы — Ишвара пранидхана (санскр. ईश्वर प्रणिधान, Īśvarapraṇidhāna — “преданность Богу”) или капитуляция перед Богом, что приводит искателя к отрешенности от чувственных устремлений, воспитывает преданность в самой сильной ее форме, приближая к совершенству самадхи, конечной ступени раджа-йоги.
Все восемь ступеней йогического пути работают вместе как слаженный оркестр, поэтому соблюдение ям и ниям важно как в практике асан и пранаям, так и вне коврика, в ежедневных жизненных ситуациях. Следование гармонии йогический принципов раскрывает невероятные способности человека. Но происходит это лишь тогда, когда практикует пранаяму и асаны человек, в совершенстве развивший свои духовные и моральные качества.
Один йог удалился в джунгли, где провёл много лет, занимаясь пранаямой, но так и не обнаружил пробуждения магических способностей. Он отправился к учителю и попросил научить его йоге. Мудрец предложил остаться с ним. В течение первых двух лет на все просьбы своего ученика заняться его обучением учитель отвечал «подожди». Постепенно ученик йога привык к сложившейся ситуации и перестал просить. В конце двенадцатого года обучения мудрец позвал ученика и попросил его мысленно построить священное слово аум. Когда ученик произносил первый звук «а» — процесс выталкивания воздуха из легких, с помощью которого произносится звук, стал естественным. Когда он закончил произносить второй звук «у», установится естественный процесс вдоха, к концу третьего звук «м» установилась задержка дыхания. Все духовные качества, дремавшие в ученике, активизировались, и он за короткое время прошёл начальные ступени — концентрация, пранаяма и медитация, обрёл состояние сверх сознания. Мудрец терпеливо ждал естественного раскрытия духовных склонностей ученика и его очищения благодаря общению с учителем и всему, что его окружало. За много лет ученик прошёл очистительные техники, упражнения, пранаямы, молитвы, долгое общение с учителем, научился терпению, самодисциплине и умеренности в желаниях и страстях.
Этот отрывок истории взят из труда Йога Васиштхи, одного из основных текстов индийской философии. История этого практика отражает, как важно на йогическом пути следовать этическим принципам наряду с физическими и дыхательными упражнениями. Очищения и контроль ума благодаря ямам и ниямам — важнейшая часть пути йога, позволяющая избежать многих разочарований.
Обращайте внимание к себе, какие жизненные перипетии ни встречались бы Вам на пути. Наблюдайте за собой, работайте над вашим внутренним содержанием, найдите значимое для Вас объяснение и трактовку каждому из принципов ямы и ниямы. Пусть удивительные открытия на духовном пути к Вашему предназначению подарят гармонию и безграничную любовь.
Литература:
Айенгар Б.К.С.. Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе / М.: Альпина нон-фикшн, 2017;
Айенгар Б.К.С. Йога-сутры Патанджали. Прояснение / М.: Альпина нон-фикшн, 2017;
Вишнудэвананда Свами. Йога: полное иллюстрированное руководство / М.: ООО Книжное издательство “София”, 2018.
Иллюстрации: rediff.com; pexels.com.
Автор статьи: Вероника Хоровец, ученица Школы учителей йоги RYT200, 2019.
No Comments